— Что вы любите делать больше всего? — Танцевать.
— А что вы не любите делать больше всего?
— Утренний экзерсис.
Хотя все прекрасно понимают, что первое без второго невозможно.
Разве можно любить этот каждодневный, изнурительный 3-4-часовой урок, доводящий балерину до изнеможения, до ста потов? Именно экзерсис (от французского «exercice», что значит «упражнение») и только он дарит свободу и техническое совершенство танцу. Благодаря ежедневным упражнениям, правильно выученная балерина, получившая хорошую школу класс-танца, танцует все без запинки, без сучка и задоринки. Исполнить двойное фуэте — ничего не стоит. Пять пируэтов на пальцах соло — никаких проблем.
С момента рождения балета как искусства профессионалов складывается определенный порядок движений этого танцевального урока. Начинается экзерсис с простых и внешне незамысловатых комбинаций, построенных на мягких приседаниях — «плие», вытягивание ноги вперед, в сторону, назад — «тандю». Затем движения усложняются, ускоряется темп их исполнения, увеличивается амплитуда. Учащийся, держась одной рукой за балетный станок — тонкий деревянный брус, прикрепленный к стене, — в течение получаса при помощи этих движений полностью подготавливает свое тело к танцу. «Станок» — первая часть экзерсиса. Затем упражнения практически в том же порядке, но в иных комбинациях, приближенных к танцу, повторяются уже без опоры на середине балетного зала. И только потом начинается серия прыжков — малых, средних, больших. Для танцовщиков занятия завершаются сложными связками прыжков и вращений. А у танцовщиц после «аллегро» — следуют упражнения на «пальцах» (пуантах). Неизменна в экзерсисе и строгая последовательность — от простого к сложному и очередность упражнений — «у станка», «на середине», «прыжки», «пуанты». Весь урок сопряжен с кропотливым и методичным трудом. И если балетный спектакль создается хореографом, то автором экзерсиса — этого мини-спектакля, где нет зрителей, является педагог. Педагог, словно композитор, сочиняющий вариации на заданную тему, изо дня в день преподносит своим ученикам новые комбинации. Вот тут-то и требуется от учащихся отменная зрительная память, скоординированность, внимание и сообразительность.
Ответ на вопрос: «Чего не едят балерины?» — дать весьма затруднительно, так как легче назвать весь их рацион питания, чем перечислять все то, от чего приходится отказываться. Ведь, за «праздником живота» быстро следует расплата. Точно знаю — по утрам едят овсянку, приготовленную по особому рецепту, а вот перед экзаменами наступают тяжелые полуголодные дни, где каждый садится на свою собственную диету. В балетном искусстве ценятся хрупкие фигуры, длинные хорошей формы ноги, тонкие руки, длинная шея с красиво посаженной головой. И поэтому, принимая детей в хореографическое училище, стараются выбрать самых тоненьких и стройных. Педагог опытным глазом может прочесть по еще не сформированному ребячьему телу и потенции танцевальной формы, и будущие перемены фигуры, заложенные лукавой природой, и просто углядеть ответ на вопрос: быть или не быть танцором.
Усердные занятия в танцклассах и диеты помогают освободиться от лишнего веса. Танцовщику приходится поднимать балерину на высокую воздушную поддержку и естественно, что с изящной танцовщицей ему намного легче работать. Так, при росте 164 см. балерина должна весить... 47 кг!